Перед тем как сравнивать и анализировать характеристики электронных противоугонных устройств, надо разобраться, для чего служат те или иные их компоненты. Все автомаяки, которые мы сегодня рассмотрим, снабжены двумя модулями – GPS/ГЛОНАСС и GSM. И тот, и другой предназначены для отслеживания перемещений автомобиля и его пространственной ориентации, но используют при этом разные ресурсы.
1. Модуль GSM
Стандартом связи GSM мы пользуемся каждодневно и помногу: это тот самый способ, который применяется для передачи данных при разговорах по мобильному телефону. GSM-модуль представляет собой своеобразный микротелефон, имеющий сим-карту для передачи SMS-сообщений в случае необходимости и снабженный очень чувствительным микрофоном (дающим возможность услышать, что происходит рядом с GPS-маяком).
Т.е. GSM-модуль позволяет маячку использовать все функции сотового телефона: отправлять СМС, персылать данные посредством мобильного интернета (например, отправлять координаты на сервер), принимать звонки. А также предоставлять сервисную информацию процессору, такую как номер активной базовой станции, номера видимых базовых станций, мощность сигнала с каждой видимой станции.
2. GPS/ГЛОНАСС-модуль
Этот компонент автомаяка позволяет определить, куда вы приехали и по направлению к какому населенному пункту движетесь, с помощью сигналов со спутников. GPS и ГЛОНАСС – соответственно американская и российская системы навигации.
Ориентирование производится с помощью нескольких десятков американских и российских спутников. Работа модуля GPS/ГЛОНАСС заключается в оценке и сравнении времени прохождения импульсов от нескольких спутников (минимум трех), определении на основе этих данных местоположения автомобиля (погрешность, как правило, не превышает 4 м). Кроме того, если размещенный в автомобиле маячок получит сигнал от четырех и более спутников, маячок сможет рассчитать и высоту над уровнем моря.
Перекувыркнемся?
Но одних сведений о том, где находится автомобиль и сколько он проехал, недостаточно для уверенного контроля его состояния. Машина несколько часов неподвижна, но почему: потому, что улетела в кювет, или водитель просто отдыхает? Подобные вопросы могут быть актуальны как для директора логистической компании, так и для владельца личного авто, одолжившего его другу по доверенности.
Поэтому рассматриваемые нами GPS Маркеры снабжены 3D-акселерометром – датчиком, диагностирующим положение прибора в пространстве. С примером его действия знаком каждый хозяин планшета или более-менее «продвинутого» мобильного. Автоповорот экрана при изменении положения гаджета с вертикального на горизонтальное как раз является заслугой акселерометра. В его основе – маленький грузик, закрепленный внутри корпуса на упругих растяжках и в силу инерции деформирующий их сильнее или слабее – судя по тому, насколько резко изменилась скорость прибора.
Однако функциональные резервы датчика гораздо выше. Акселерометр может диагностировать резкую остановку, столкновение, резкий поворот, переворот и более сложные изменения пространственной ориентации.
Процессор
Итак, со спутников или сотовых станций регулярно поступают сигналы, которые нужно оперативно обработать. Для этого в каждый GPS Маркер встроен процессор – такое же вычислительное устройство, как и в компьютере. С учетом обилия ежесекундно получаемой «информации к размышлению» ясно, что производительность электронного мозга должна быть, как говорится, чем больше, тем лучше.
Переходим к главному
Теперь, когда мы разобрались с основными функциями, попробуем провести тест нескольких GPS-маяков – М70, М80, М100 и М130. Общими их характеристиками являются:
Теперь проанализируем различия.
1. GPS Маркер M70
Вполне надежная модель, которая не будет барахлить из-за морального устаревания ПО, поскольку прошивка обновляется через GPRS, к тому же устройство имеет 99 каналов слежения (так же, как у М80 и М130). Часовой пояс устанавливается автоматически. Маркер снабжен микропроцессором STM8L151 с тактовой частотой 16 МГЦ.
Ресурса батарей при использовании устройства в автономном режиме хватает на три года (аналогично для М100 и М130), однако установить режим «трекер» или поуправлять внешними устройствами не получится, поскольку подключение к бортовой сети не предусмотрено. Снабжен акселерометром и температурным датчиком.
2. GPS Маркер M80
Достаточно мощный аппарат, снабженный микропроцессором STM8L151 с тактовой частотой 16 МГЦ, помещенным в герметичный корпус. Устройство имеет магнитное крепление и разъем microUSB, а также может работать в режиме A-GPS, позволяющем ускорить определение координат с помощью загрузки вспомогательного файла. В комплекте поставляется microSIM-карта. К недостаткам можно отнести время работы в автономном режиме – до 1 года.
3. GPS Маркер M130
Допускает как подключение к бортовой электросети, так и питание от батарей. Устройство имеет пять режимов работы – «Трекер», «Поиск», «Охрана, «Ожидание» и «Сон», переключение между которыми производится с помощью SMS. Установка параметров для каждого режима осуществляется автоматически. К несомненным достоинствам данной модели относится то, что она обладает весьма совершенным акселерометром, отслеживающим начало движения, столкновения или переворот.
Выбираем
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод: GPS Маркеры представляют собой надежное и современное охранное и противоугонное средство. Кроме того, эти устройства весьма миниатюрны, что позволяет разместить их в самом укромном месте автомобиля и тем самым существенно повысить надежность его защиты.