Основная функция GPS-трекера – отслеживать перемещение движущегося объекта и передавать определенные с помощью спутника координаты на компьютер или мобильный телефон. Но помимо модулей для приема и передачи сигналов, маячок слежения оснащен набором датчиков, благодаря которым устройство активизируется при начале движения объекта (датчик движения) и при возникновении внештатной ситуации (датчики крена, удара, вибрации, температуры).
Принцип действия датчика удара
Датчик удара, или шок-сенсор (hit sensor), – один из важнейших компонентов любой охранной системы или маячка слежения. По сути, это акселерометр, то есть чувствительный элемент, закрепленный на упругом подвесе. По типу чувствительного элемента датчики удара разделяются на:
- электромагнитные. Контролирующий элемент – магнит, при его колебаниях возникает возбуждение в обмотке и подается электросигнал;
- пьезокерамические. Роль чувствительного элемента играет пьезопластина с грузом. Такие датчики устойчивы к электромагнитным помехам, но отличаются крупными размерами;
- микрофонные. Основной элемент – чувствительный к колебаниям воздуха микрофон, закрытый упругим резиновым колпачком с латунным грузилом. При спровоцированной ударом деформации колпачка меняется давление воздуха на микрофон.
В автомобильных сигнализациях и трекерах используются преимущественно электромагнитные датчики. Датчик удара в автомобильном трекере может реагировать в ситуациях, когда:
- предпринята попытка взлома, разбито стекло;
- транспортное средство подверглось нападению вандалов или крупного животного;
- ТС попало в аварию или его задел другой водитель;
- происходит несанкционированная буксировка автомобиля.
В персональных трекерах, предназначенных для контроля пожилых людей, датчик удара срабатывает при падении человека. Если активирован режим отправки SMS-сообщений при срабатывании датчика удара, владелец маячка во всех этих ситуациях получит оповещение «ВНИМАНИЕ! УДАР!» (ALARM! HIT!).
Типовые проблемы
Чаще всего владельцы трекеров жалуются, что получают тревожные оповещения о срабатывании датчика удара, когда нет реальной угрозы для автомобиля (ложные срабатывания). Встречаются и противоположные жалобы: шок-сенсор не реагирует даже в случае аварии, сообщения не приходят.
Если датчик бездействует, для начала нужно убедиться, что он включен (на экране надпись +HIT). Если он не активен, перед списком датчиков будет выводиться надпись "Hit sensor is off", а перед названием самого датчика – знак «−». Для активации используется SMS-команда "Hit+" (удар+). Также должна быть разрешена отправка SMS-сообщений при срабатывании датчика удара.
Если датчик работает, но неадекватно реагирует на воздействие, причина обычно в неправильно выбранном уровне чувствительности. Шок-сенсор автомобильного трекера должен срабатывать, если при ударе возникает ускорение 6–8 G. Но поскольку он имеет семь градаций чувствительности, порог срабатывания может ощутимо варьироваться в зависимости от настроек. Если выставлен максимальный уровень чувствительности, датчик может реагировать даже на вибрацию, вызванную проехавшим мимо транспортом. А если его минимизировать, даже воздействия, приводящие к повреждению автомобиля, могут остаться незамеченными. Нужную чувствительность рекомендуется задавать опытным путем: после установки включенного трекера на место совершить ряд толчков, ударов по корпусу автомобиля, постепенно наращивая их силу. Если датчик реагирует даже на легкие толчки, уровень чувствительности нужно снизить, если игнорирует грубые удары – повысить.
В ряде моделей трекеров датчики крена, удара и движения совмещены, и при резком наборе скорости может отправляться сообщение об ударе. Если такие сообщения отправляются неоправданно часто и не отражают реальную ситуацию, можно отключить датчик удара командой "Hit-". В некоторых моделях из соображений безопасности отключение этой опции изначально не предусмотрено, но появляется после перепрошивки устройства.
Датчик удара GPS-трекера является важным элементом системы безопасности автомобиля, благодаря которому владелец получает оповещения об авариях, попытках угона, взлома. Поэтому отключать его не рекомендуется, а во избежание ложных срабатываний нужно отрегулировать чувствительность.