Скоро российских водителей ожидает совершенно новая эра. И связана она с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. О ней успели наговорить много плохого и хорошего. Что из этого правда, а что просто миф? Разберемся в проблеме.
Предназначение
Цель работы комплекса – экстренное сообщение об авариях в ГИБДД и службы спасения. Это должно в разы сократить время прибытия, например, медицинской помощи на место ЧП, а значит, увеличить число спасенных людей.
Схема работы
Функционирование ЭРА-ГЛОНАСС схоже с работой GPS-трекера для автомобиля: датчики удара фиксируют аварию, затем устройство определяет место происшествия, по каналам GSM отправляет координаты, время, информацию о тяжести ДТП и VIN авто в региональные диспетчерские центры. Операторы сообщают данные в экстренные службы (скорую помощь, ГИБДД, при необходимости в пожарную часть). И вот помощь уже в дороге.
Как выглядит оборудование
Устройство представляет собой миниатюрный терминал, который необходимо устанавливать глубоко в «тело» машины, чтобы он не пострадал при аварии. Он соединен с выносной кнопкой SOS, которую располагают на бортовом компьютере так, чтобы водитель смог легко до нее дотянуться даже в экстремальной ситуации.
Производители дополняют систему микрофоном и динамиками, чтобы пассажиры при ЧП могли сообщить необходимую информацию диспетчеру по громкоговорящей связи.
Все терминалы, прежде чем их встроят в ТС, должны пройти проверку на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Установить комплекс можно уже сейчас. Для этого автовладельцу нужно приобрести необходимое оборудование и обратиться в установочный центр. Не забудьте проверить при этом сертификат организации на возможность оказания такой услуги.
О сроках
Еще год назад (с 2015г.) оснащать начали машины, которые впервые проходили проверку на соответствие техническим требованиям. С первого января нового года – транспорт, который перевозит опасные грузы и пассажиров на коммерческой основе, и мусоровозы. А с 2017 г. – все авто, которые выпускаются на территории стран Евразийского союза.
А кто платит?
Как обещает государство, для водителей это – бесплатная услуга. Расходы возьмут на себя производители машин, которые и обязаны устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС.
Однако это не значит, что автоконцерны не увеличат стоимость своей продукции из-за этого, ведь они работают на выгоду. При таком раскладе весь груз ляжет на плечи граждан.
Функционирование в Европе
В Европейском союзе есть похожий проект – eCall. Он начнет работать на всей его территории с марта 2017 года и будет полностью совместим с российским аналогом. Это значит, что даже на дорогах, например, ФРГ или Франции российскому водителю, который попал в ДТП на машине с ЭРА-ГЛОНАСС, будет оказана помощь через каналы зарубежной системы.
Мнение водителей
Судя по форумам, мнения автовладельцев разделились почти поровну: одни с энтузиазмом поддерживают нововведение, другие – категорически против.
Главная причина негатива – недоверие к работоспособности комплекса. Пишут, что отечественные спутники якобы не способны обеспечить ее функционирование. Другая половина парирует: ЭРА-ГЛОНАСС принимает также и GPS-сигнал.
Другое опасение – платить придется рядовым налогоплательщикам. А все разработки – попытка показать, что деньги граждан не уходят в никуда. Но явных подтверждений этому «факту» никто пока не привел.
Третье – возможность тотальной слежки за передвижением россиян. Это утверждение уже опровергнули разработчики комплекса. Дело в том, что модуль передает координаты только в случае нештатной ситуации. В обычном режиме модем для передачи данных выключен для экономии энергии.
Среди тех, кому выпал шанс протестировать систему, мало недовольных. По крайней мере, пока случаев неполадок в ней никто не обнаружил.
Нельзя сказать, что ЭРА-ГЛОНАСС работает в полную силу. Поэтому реальные итоги мы получим в конце 2017 года, а то и позже, когда обеспечение российских автомобилей превысит хотя бы 70-80 %. И если хоть несколько человеческих жизней будет спасено благодаря проекту, значит, он стоил того.
Больше материалов о спутниковом GPS-мониторинге – в нашем блоге.