2015 год был непростым для всего отечественного рынка. Не затронуть это не могло и сферу -оборудования. Изменения коснулись всех компаний: и тех, которые производят такие устройства, и тех, которые их импортируют. Как складывается ситуация сейчас? Что ждать в будущем году? На все вопросы отвечает Александр Головлев, ведущий специалист компании «М-Плата».
– Александр, как вы оцениваете ситуацию на российском рынке GPS-оборудования? Повлияли ли скачки курсов валют, санкции и сложности в экономике России на него? Если да, то как?
– Текущую ситуацию на нашем рынке -оборудования диктует сейчас курс валют. Ведь он в основном формируется импортированными и произведенными за рубежом устройствами. Часто это брендированное китайское оборудование, либо электроника из Европы и США. Таким образом, изменение курса рубля почти в 2 раза увеличило стоимость таких продуктов для отечественного потребителя.
Не нужно также забывать о том, что производственные компании РФ (такие, как наша) закупают электронные комплектующие также за границей, так как в стране пока отсутствует необходимая компонентная база, то есть по сути нет микроэлектроники. Любой процессор или микроконтроллер – это импортный компонент, стоимость которого в рублях стала выше. Таким образом, себестоимость продукции, произведенной и на территории России, возросла. Единственное, что не увеличило цену, – это практически неизменные финансовые условия производства, то есть статья постоянных затрат осталась примерно такой же.
– Упал ли спрос на продукцию или наблюдается положительная динамика?
– Что касается спроса, можно с уверенностью сказать, что он упал. Это связано в первую очередь с нашими китайскими конкурентами. Они понимают, что, несмотря на негативный курс рубля, никто не хочет переплачивать. Поэтому начали использовать совсем уж древние решения на устаревшей (и очень дешевой) элементной базе. В частности, ушли от модулей спутниковой навигации с ГЛОНАСС, так как -модули стоят дешевле, перешли на дешевые аккумуляторы, которые более-менее стабильно работают только в идеальных условиях и не переносят холодов. Кроме того, все эти ухищрения порой выходят боком, и, как правило, страдают сами покупатели.
Что же касается наших , мы наблюдали рост к концу прошлого года, а потом плавный спад до осени. Сейчас спрос установился на одном уровне. Как обычно, мы увидим небольшое понижение в начале года, в период новогодних каникул, а затем несколько всплесков перед гендерными праздниками.
– Планируется ли повышение цен на Маркеры?
– Мы уже вынужденно увеличили стоимость Маркеров по причинам, описанным выше. Тем не менее, являясь производителем, мы имеем возможность регулировать цену. Хотя, конечно, в себестоимости продукции львиную долю занимает элементная база, и все изменения продиктованы исключительно данным фактором.
Повышение стоимости, кстати, у нас произошло на гораздо более скромный процент, чем у других участников рынка, которые в большинстве своем не являются изготовителями реализуемой продукции.
– Продолжите ли вы работать над новинками, несмотря на сложную ситуацию на рынке? Появились ли какие-либо новые перспективы?
– Безусловно, мы не забываем, что самый быстро развивающийся рынок – это рынок электроники и, в частности, . Сейчас мы работаем над несколькими новинками сразу, которые начнут появляться в феврале-марте. Одна из них позволит находить точные координаты автомобиля, даже если угонщики применяют так называемые «глушилки». Это – результат трехлетней работы высококвалифицированных инженеров и математиков. К проекту мы подключали различных специалистов и даже сами проходили обучение и тренинги, собирая по крупицам информацию, которая была необходима для создания этого уникального продукта.
– Что можно посоветовать коллегам для эффективной работы в кризис? Есть ли у Вас антикризисная программа?
Не жадничать. В первую очередь подходить с пониманием к данному спаду спроса и не уменьшать заслуженную долю дистрибьюторов и дилеров. Ну и, на мой взгляд, главное в период пауз в развитии экономики – не впадать в уныние и понимать, что время перемен – это возможность подготовки к новому росту. Сейчас можно и нужно приобретать оборудование (так как у всех поставщиков дорогостоящих промышленных станков и агрегатов сейчас явные трудности с реализацией) на выгодных условиях. Воспользовавшись ситуацией, мы, например, приобрели дополнительный робот-автомат, который позволит резко увеличить производительность. Его стоимость в долларовом эквиваленте оказалась в 3 раза меньше, чем год назад.
– Ваш прогноз развития этого сегмента на конец 2015 начало 2016 гг.?
– В данном сегменте очень многое зависит от изменения курса рубля по отношению к другим валютам (доллар/евро). Если мы увидим хотя бы стабилизацию, то рынок начнет просыпаться и, привыкая к новым условиям игры, показывать рост, пусть и незначительный. Если же ситуация будет меняться, причем не важно в какую сторону, то прогноз будет хуже, так как приоритеты покупателей сместятся в сторону анализа, появится эффект ожидания, мол, что будет дальше. Тем не менее, уверен, что подобные потрясения идут экономике только на пользу, оставляя в выигрыше прежде всего покупателей, ведь на рынке выживают только сильнейшие.